Логоритмика

У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, – двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.

Логоритмикой можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешек или под мамино пение колыбельной песенки, – не что иное, как логоритмика.

Логоритмические упражнения полезны:

  • Детям с общим недоразвитием речи;
  • Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года);
  • Ослабленным, часто болеющим детям;
  • При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения);
  • Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам;
  • При запинках в речи, а также детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, формирование навыков правильного дыхания, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • Различные виды ходьбы под музыку;
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения, мимические упражнения;
  • Пение, чистоговорки.

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

Все логоритмические упражнения очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму.