Мозжечковая стимуляция

mozzhechkovaya_stimulyaciya_v_tomatis-centre_amadey_v_minske.jpg

Очень часто родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка.

Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, нарушения поведения и внимания. Такие дети очень импульсивны, им трудно на чем-либо сконцентрироваться, они непоседливы и чрезмерно говорливы, а также им присуща неловкость при выполнении физических действий.

Мозжечок – самый быстродействующий механизм в мозге, ведь в нем содержится 50% всех нейронов мозга. Именно поэтому он так быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других отделов мозга и задает темп работы мозга в целом.

Мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и за регуляцию эмоций и внимания, а также за развитие умственных способностей.

Укачивание детей стимулирует развитие мозжечка. Оказывается, наши бабушки были правы, укачивая грудных детей в кроватках и на руках, вопреки запретам детских врачей. Когда ребенок раскачивается, он пытается помочь себе, стимулируя развитие мозжечка. Понятной становится и потребность в ритмичных танцах и музыке у подростков. 

В настоящее время появилось много программ, направленных на стимуляцию мозжечка. Одним из эффективных методов комплексной коррекции является мозжечковая стимуляция.

Программа мозжечковой стимуляции – это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.

В основу программы легли многолетние исследования доктора педагогических наук Френка Белгау. Будучи преподавателем в классах, где училось много детей с академическими трудностями (в частности – с проблемами в чтении), он обратил внимание, что дети, играющие на переменках и балансом и координацией – более успешны в учебе. Этот факт стал ключевым моментом в разработке его системы развития мозжечка как средства успеваемости детей в школе.

В программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции нарушений: с одной стороны – стимуляция мозжечка, с другой – сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете.

Таким образом, программа мозжечковой стимуляции будет полезной, если Вы замечаете у ребенка следующие особенности:

  • Поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
  • Быстро возбуждается или утомляется, присутствуют трудности самоконтроля;
  • Часто отвлекается на посторонние раздражители, ему сложно концентрироваться;
  • Поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
  • Сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
  • Отставание в моторике, неуклюжесть, раскоординорованность.

Для занятий по программе мозжечковой стимуляции используются балансировочная доска, мешочки с различными наполнителями, мяч-маятник, планка с цветными секторами и стенд с целями, разработанные Ф. Бельгау.

Ребенок, стоя на балансировочной доске, выполняет различные упражнения, например, повороты туловища вправо-влево, перекидывание руками мешочка, отбивание мяча-маятника руками или планкой и другие. Программа упражнений разрабатывается индивидуально в зависимости от возраста, возможностей и личностных характеристик ребенка.

Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога. Занятия на балансировочной доске позволяют ускорить решение коррекционных задач.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение зрительно-моторной координации;
  • Улучшение поведения, внимания, понимания;
  • Улучшение мануальных функций ребёнка, улучшение письма;
  • Улучшение развития речи;
  • Повышение общего уровня интеллекта;
  • Повышение эффективности любых коррекционных занятий (с логопедом, дефектологом, психологом).