Сенсорная интеграция

Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которую сообщает его тело и органы чувств. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.). Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения.

Симптомы нарушения сенсорной интергации:

СЕНСОРНАЯ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Детей с сенсорной гиперчувствительностью можно назвать “недотрогами”.

Ребенка могут беспокоить:

  • структура одежды (шерстяная одежда, мех животных, текстурные полотенца)
  • грязь или клей на руках
  • ползание или ходьба босиком по грубому ковру или траве
  • постоянно смахивает крошки со рта
  • подстригание волос и ногтей
  • запах духов или косметики
  • окружающий шум, когда он пытается сосредоточиться
  • шум в гипермаркетах, ресторанах или местах большого скопления народа
  • любой неожиданный звук, такой как сирена автомобиля, школьный звонок
  • яркий или солнечный свет
  • качели или горка
  • положение вверх ногами, кружение или кувыркание

Ребенок часто может быть:

  • агрессивным или импульсивным из-за перенасыщения сенсорными стимулами
  • раздражительным, привередливым, переменчивым
  • несоциальным, отстраненным от групповой деятельности, неспособным заводить дружбу
  • чрезмерно осмотрительным и осторожным
  • расстроенным из-за смены места или неожиданных событий

СЕНСОРНАЯ ГИПОЧУВСТВЕННОСТЬ

Дети с сенсорной гипочувствительностью отвечают намного слабее на сенсорные стимулы, чем требует этого ситуация, могут иметь медленную реакцию, и для ответной реакции должны получить более интенсивную и продолжительную стимуляцию.

Ребенок может иметь следующие сенсорные симптомы:

  • не плачет, когда серьезно ударится или не обращает внимание на раны
  • не замечает, если кто-то задевает его
  • не любит двигательную активность, избегает ее
  • предпочитает сидение у компьютера двигательным играм
  • долго учился одеваться и кушать самостоятельно
  • кажется, что он не замечает и не реагирует на то, что происходит вокруг и не реагирует, когда его зовут
  • плохо реагирует на состояние голода, жары или холода
  • имеет проблемы с приучением к туалету
  • не может пользоваться руками не глядя на то, что он делает
  • не реагирует на резкие запахи
  • не реагирует на остатки пищи и воды вокруг рта
  • имеет пассивный, спокойный отстраненный вид
  • его сложно привлечь к беседе или другому социальному взаимодействию
  • легко погружается в свой воображаемый мир
  • апатичный и быстро устает
  • исключительно медленно реагирует на инструкции и задания
  • тяжело вовлекается в окружающий его мир, не проявляет интереса к играм и предметам

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Комплексы упражнений создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребенка. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:

тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);

зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);

обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо или гиперчувствительности);

вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);

вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);

проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечносуставного чувства).

Упражнения постепенно усложняются, вводятся новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводятся элементы упражнений на крупную моторику, зрительномоторную координацию, подражание.

Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых, более совершенных уровнях.