Как эффект Томатиса помогает справиться с гиперчувствительностью к звукам у детей с аутизмом?

Метод Томатис помогает решить проблемы детей с аутизмом

Очень часто родители детей с аутизмом задают вопросы о том, как наиболее быстро и эффективно справиться с проблемой гиперчувствительности к звукам. Малейший звук может раздражать ребенка, а сам он при этом может очень громко кричать. Из-за высокой чувствительности к звукам угнетаются навыки слушания и сенсорная интеграция, которые являются строительным материалом для развития коммуникативных навыков

Как ведут себя аутисты с гиперчувствительностью:

  • закрывают уши руками, чтобы защитить себя от входящего звука;
  • пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания излишней активностью (так происходит с гиперактивными детьми);
  • наблюдаются вспышки гневных реакций из-за необходимости иметь дело с постоянно входящими звуками;
  • частое повторяют одни и те же слова, фразы, предложения – скорее всего, для собственного успокоения или стабилизации.

Среди способов коррекции данной проблемы существует и метод Томатис. Прежде чем разобраться каким образом метод Томатис воздействует на снижение гиперчувствительности к звукам, необходимо понять почему дети с аутизмом бывают настолько чувствительны к звукам.

Ответ на данный вопрос лежит в том, как мы слушаем. Наша кожа и наши кости являются хорошими звуковыми проводниками. Все наше тело отвечает звукам. Аутисты с гиперчувствительностью слишком много слышат своим телом, т.е. костно-проводящим путем. Они не способны отфильтровывать фоновый шум и настраиваться на то, что им нужно. Итак, аутисты постоянно находятся под атакой звуков, в результате у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело.

Таким образом, первоочередная задача метода Томатис – правильная расстановка приоритета между воздушным и костно-проводящим путями. Уши должны стать главным входом для звуков, а костно-проводящий путь станет вторым входом. Только так звуки будут обрабатываться правильно.

Это достигается при помощи аудиотренировок с использованием наушников, оборудованных вибратором костной проводимости. При прослушивании аудиозаписей звук одновременно подаётся в наушники и на вибратор костной проводимости. При этом скорость прохождения звука по костям в 10 раз быстрее, чем по воздушному пути, и ребёнок сначала слышит звук телом, а через несколько мгновений ушами. Это двухкратное повторение подготавливает мозг к восприятию звуковой информации и её правильной обработке. Таким образом, мозг учится правильно слушать и вычленять нужную информацию, и через некоторое время слушание будет настроено в первую очередь через уши.

После прохождения занятий по методу Томатис приводится в норму процесс слушания и уменьшается гиперчувствительность к звукам, что позволяет достичь следующих результатов:

  • лучше переносится различного рода шум;
  • выравнивается слуховое внимание, что чрезвычайно эффективно сказывается на понимании речи и взаимодействии с окружающим миром и людьми;
  • уменьшаются гневные реакции и повторяющееся поведение;
  • появляется больший зрительный контакт;
  • улучшается следование инструкциям;
  • появляется самостоятельная инициация контакта и коммуникации.