Возможности использования метода «Биоакустическая коррекция» при задержках психического и речевого развития у детей.

БАК при ЗПР, ЗРР

Задержка психического развития является одним из наиболее распространенных проявлений дизонтогенеза. Нарушение речевого развития может как сопровождать задержку психического развития, так и встречаться изолированно. Речь представляет собой сложный многокомпонентный процесс, включающий в себя понимание, восприятие языковых конструкций, и формулирование, изложение собственных мыслей. Своевременное и правильное речевое развитие ребенка обеспечивает полноценное созревание и функционирование психической сферы, формирование представлений ребенка об окружающем мире, установление новых контактов, развитие мышления, социального взаимодействия и обучения. В связи с этим важно своевременно диагностировать и корректировать нарушение речи.

Проводимая терапия должна быть комплексной, так как использование только фармакологических средств не всегда позволяет добиваться быстрого стойкого положительного эффекта, при этом, зачастую, могут наблюдаться нежелательные побочные реакции. С особой осторожностью лекарственная терапия должна назначаться детям из-за незрелости их функциональных систем. Таким образом, разработка и внедрение немедикаментозных способов коррекции нарушений психического и речевого развития является актуальной проблемой.

В целях оценки эффективности использования биоакустической коррекции головного мозга (БАК) у детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР) и определения сроков и динамики восстановления нарушенных функций было проведено исследование, в котором принимали участие: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «институт экспериментальной медицины», научно-исследовательское объединение «клиника биоакустической коррекции», Федеральное бюджетное государственное учреждение науки Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Научно-практический Центр психофизиологии аномального развития.

Основная группа обследуемых состояла из 15 детей в возрасте от 3 до 6 лет с расстройством экспрессивной речи (специфическое расстройство экспрессивной речи F 80.1), соответствующее общему недоразвитию речи (ОНР) 1-2 уровней. У 6 детей наблюдались признаки задержки психического развития. Всем детям проводились занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом, также дети получали курсовое лечение ноотропами. Из исследования исключались дети с выраженной клинически органической патологией головного мозга, наследственными заболеваниями нервной системы, с тяжелой соматической патологией в стадии декомпенсации, выраженной умственной отсталостью, врожденными пороками развития, аутизмом, снижением слуха, педагогической запущенностью, невротическими, связанные со стрессом и диссоциированными расстройствами. Контрольную группу составили 15 человек в возрасте от 3 до 6 лет с ОНР 1-2 уровня, у 7 детей было выявлено ЗПР. Контрольной группе не проводилась биоакустическая коррекция головного мозга, дети лишь занимались с логопедом, нейропсихологом, получали курсовое лечение ноотропами.

Все дети из основной и контрольной групп проходили нейропсихологическое тестирование по специальной методике. При первом обследовании и затем через 1,5 месяца проводилась оценка общего состояния речевой функции: восприятие речи (импрессивная речь), речевое внимание, разговорная речь, которые оценивались по 10-балльной системе.  Также по специальной 10-балльной шкале предлагалось оценить психоэмоциональную лабильность, плаксивость, агрессивность ребенка, нарушение сна (период времени на подготовку ко сну ребенка).

В результате проведенного исследования было показано, что в группе детей, получавших биоакустическую коррекцию головного мозга, отмечалась положительная динамика по всем субтестам шкалы общего развития речи (Табл.1). При этом, в контрольной группе достоверных различий не отмечалось.

Таблица 1. Динамика показателей речевого развития у детей контрольной и основной групп.

Группы обследуемых

 

Сроки наблюдения, дни

Уровень речевого развития

Импрессивная речь

Речевое внимание

Разговорная речь

Контрольная группа, n=15

0

5,4+ 0,4

5,2 + 0,4

1,9 + 0,2

45

5,9+ 0,2

5,4+0,5

2,1 + 0,3

Основная     группа, n=15

0

4,2+ 0,2

4,9+ 0,2

1,8 + 0,2

45

7,1+ 0,3

7,1+ 0,4

6,2 + 0,3

При оценке психоэмоционального состояния ребенка, нарушений сна по данным анкетирования было показано достоверное улучшение показателей у детей из основной группы по сравнению с контрольной группой (Табл.2).

Таблица 2. Динамика показателей психоэмоционального состояния у детей контрольной и основной групп в соответствии с проводимым лечением.

Показатели шкалы:

Основная группа, n =15

Контрольная группа, n =15

0 день

45 день

0 день

45 день

Психо-эмоциональная лабильность

5,1 + 0,2

2,3 + 0,3

6,2 + 0,4

6,1 + 0,3

Плаксивость

5,3+ 0,5

2,3+ 0,4

5,4+ 0,3

4,9+ 0,2

Агрессивность ребенка

1,2+ 0,3

0,6+ 0,1

1,2+ 0,2

1,5+ 0,3

Время засыпания

7,2+ 0,4

2,9+ 0,3

7,5+ 0,3

6,9+ 0,2

В результате проведенного исследования было показано положительное влияние метода БАК на речевую функцию мозга у детей дошкольного возраста, как с изолированными нарушениями речевого развития, так и в сочетании с задержкой психического развития.

Таким образом, БАК – безопасная, высокоэффективная методика, направленная на восстановление процессов ауторегуляции, способная в достаточно короткие сроки приводить к улучшению функционального состояния ребенка.